Эрих Фромм о потребностях человека

Ее способность к добру и злу Фромм Э. Душа человека — М.: Теперь я могу отличать разные формы агрессивности, которые прямо или косвенно служат жизни, от злокачественной формы деструктивности — некрофилии, или подлинной любви к мертвому, являющейся противоположностью биофилии — любви к жизни и живому. Здесь я продолжаю исследование в данном направлении, обращая особое внимание на изучение сущности зла и проблемы выбора между добром и злом. Хотя обсуждение не-любви занимает большую часть данной работы, тем не менее в ней говорится и о любви, но в новом, более широком смысле — о любви к жизни. Не только мой опыт клинициста, но также общественное и политическое развитие последних лет побудили меня к исследованию синдрома распада. Все настоятельнее звучит вопрос, почему, несмотря на всю добрую волю и осознание последствий атомной войны, попытки предотвратить ее так ничтожны по сравнению с величиной опасности и вероятностью ее возникновения.

ЛИКИ страха

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

69 рецензий на книгу «Бегство от свободы» Эриха Фромм. Психология - очень Естественно, что человек, живущий в постоянном страхе не.

Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь. Одно из важных понятий теории самоактуализации, разработанной А. Подобно тому, как З. Фрейд, формулируя понятие об эдиповом комплексе, опирался на древний миф об отцеубийце и кровосмесителе Эдипе, Маслоу использовал в своей конструкции легендарный образ.

В Книге пророка Ионы, составляющей одну из частей Ветхого Завета, повествуется о том, как Господь предначертал человеку по имени Иона роль пророка, с тем чтобы тот донес слово Божие до погрязших в грехе жителей Ниневии. Но Иона был очень напуган и предпочел уклониться от предначертанной ему роли уже в древние времена было очевидно, что люди неохотно прислушиваются к истине и пророков не жалуют. Иона поспешил на корабль, который увез бы его подальше от Ниневии.

Однако беглеца настигли еще более суровые испытания, чем те, что он мог вообразить, — выброшенный за борт во время шторма, он был проглочен китом и трое суток провел в его чреве, прежде чем был извергнут на землю. Пережитые испытания помогли Божьему избраннику проникнуться ролью пророка и достойно ее исполнить. Яркий образ библейского Ионы был избран Маслоу для придания наглядности и убедительности тому явлению, которое он усмотрел в человеческой психике.

Понятие комплекса, широко используемое в глубинной психологии, может показаться чужеродным для психологии гуманистической, одним из лидеров которой выступал Маслоу. Однако такое радикальное противопоставление этих двух направлений мировой психологии было бы ошибочным упрощением.

Фромм как великий мыслитель века 2 Классификация потребностей человека по Фромму 3 Два способа существования человека Заключение Введение На протяжении долгого времени философы и социологи пытаются решить проблемы связанные с классификацией потребностей человека. Эрих Фромм - великий мыслитель столетия также не обошел эту проблему в своих работах. Выявление главных потребностей человека по Фромму является целью этой работы. Актуальность ж данной работы в том, что пока существует человек, будет существовать и проблема потребностей человека, а пока на Земле будет существовать хотя бы двое ученых, будет существовать и два различных подхода к решению этой проблемы.

Фромм как великий мыслитель века Биография Фромм - немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Эрих Фромм родился 23 марта года в городе Франкфурте-на-Майне в семье ортодоксальных иудеев.

Отсутствие страха - признак либо отсутствия воображения и интеллекта, либо недостаточной жажды жизни». Эрик Фромм.

Мы боимся сделать шаг в неизвестное, в неведомое и, соответственно, избегаем этого: Только старое, испытанное безопасно, или, по крайней мере, нам так кажется. Каждый новый шаг таит в себе опасность неудачи, и это является одной из причин того, почему люди так боятся свободы [1]. В детстве мы обладали лишь собственным телом и грудью кормящей нас матери которые мы вначале не дифференцировали.

Постепенно мы начинаем ориентироваться в мире, пытаясь определить свое место в нем. Мы начинаем хотеть обладать вещами: И все же, несмотря на всю безопасность, которую дает человеку обладание, люди восхищаются теми, кто способен видеть новое, кто прокладывает новый путь, кто не боится идти вперед.

Эрих Фромм

Согласно концепции Фрейда, причины всех проблем человека следует искать в его детстве: Фрейд считал, что в основе многих нервных заболеваний лежит неудовлетворенный сексуальный интерес: Чтобы избавиться от невроза, больному достаточно осознать то есть вывести из бессознательного свое скрытое желание, и психоаналитик ему в этом должен помочь.

Фрейд определял причину невроза, тщательно изучая все, что человеческое сознание контролирует не полностью и в чем бессознательное хоть как-то проявляет себя: Объяснение неврозов Эриха Фромма Интересную теорию неврозов предложил американский философ и психолог, представитель неофрейдизма Эрих Фромм.

Эрих Фромм родился за до начала Первой мировой и умер в невыносимом страхе одиночества, неуверенности, тоске, ужасе.

Минск, ТПЦ"Полифакт", . Перевод немного отредактирован для сайта. Сноски даны в конце каждой главы, в отличие от печатного издания года, где они - постраничные. Все издания этой книги Э. Фромма в переводе Л.

БОЯЗНЬ РОСТА

Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе"Бегство от свободы" Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает"свободу от" негативную и"свободу на" позитивную.

Книга Эриха Фромма «Анатомия человеческой деструктивности» .. легко превращается в идеологию, которая смягчает страх перед тем, что может.

В веке для капитализма стала более характерна не столько конкуренция, сколько кооперация крупных концернов. И тогда отпала необходимость доказывать, что непримиримая конкурентная борьба соответствует естественному закону природы. В прошлом веке власть базировалась в целом на патриархальных принципах подчинения авторитету Бога и короля.

В эпоху кибернетики капитализм, благодаря гигантской концентрации предприятий, а также оказавшись способным дать рабочим хлеб и зрелища, получает совершенно новые возможности контроля: Сегодня капиталистическому производству гораздо нужнее человек гибкий, внушаемый и легко обучаемый, нежели тот, кто задавлен страхом перед авторитетом. Анатомия человеческой деструктивности Читайте также:

Курсовая работа: Теория деструктивности Э. Фромма

Свобода Испытывая тревоги существования в непростом мире, подвергаясь неврозу или депрессии , страху или психоастении , люди стремятся освободиться от страданий и ограничений своей жизни. Но свобода не является однозначно положительным состоянием. Психология и психоанализ задаются вопросом:

Первую серьёзную попытку такого подхода предпринял Э. Фромм, . преодолевать свой страх перед неизвестностью и теми социальными и другими.

Курёхина в годах Для начала напоминаю тем, кто регулярно посещает эти мои лекции, и сообщаю тем, кто появился впервые, что данный курс лекций посвящен не изложению какой-то конкретной философской доктрины или взглядов каких-то конкретных мыслителей. Если вы хотите составить полноценное представление о том или ином направлении в философии, о тех или иных представителях философской, социологической, политической мысли и так далее, вам надо идти в библиотеки и усидчиво там заниматься.

Мои лекции - это совсем другое. Это - курс радикальной мысли. Из разных направлений общественной мысли, из творческого наследия разных мыслителей я выбираю совершенно конкретные кусочки -"кирпичики", из которых человек, который сознательно выбрал путь радикала, путь противостояния окружающему миру, существующему строю, правящему режиму, то есть решил строить себя как революционера, может создать собственное мировоззрение.

Эти"кирпичики" позволят ему быть единицей Сопротивления, причем безразлично - в группе, в партии или в одиночку. Если нет такой возможности - сопротивляться в группе или в партии - или если нет возможности сопротивляться активно, то он может один, опираясь только на внутренние убеждения, продержаться сколь угодно долго и не сдаться, не превратиться в скотину.

Все периоды реакции рано или поздно заканчиваются, и если жизни хватит, конечно вы рано или поздно дождётесь времени активного сопротивления. То есть вы должны иметь в виду, что поскольку я вытаскиваю из теорий каждого философа или каждой группы представителей общественной мысли именно"кирпичики", то, естественно, эти"кирпичики" могут и не отражать философию или политические взгляды этих идеологов в целом. Вот, скажем, предмет сегодняшней лекции — Фромм. Фромм вполне обоснованно имел репутацию не-революционера, он не был сторонником насильственной революции, Фромм был психотерапевтом и, как всякий психотерапевт, был реформатором, он был склонен лечить — в том числе и общество — терапевтическими методами, в то время как революция относится к хирургическим методам лечения.

Курсовая работа: Эрих Фромм о потребностях человека

Список использованных источников Введение Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании. В них причины неисчислимых людских бед, страданий и трагедий.

Он является ярким представителем неофрейдизма, попытался в своих работах соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Каждая книга, вышедшая из под пера этого автора, становилась значительным явлением научной жизни.

Данная тема для них является запретной, и, чтобы не спровоцировать приступ страха смерти, они не желают даже ее касаться. Дело обстоит совсем.

Наиболее нормальной и наименее патологической формой насилия является игровое насилие. Мы находим его там, где оно используется в целях демонстрации своей ловкости, а не в целях разрушения, где оно не мотивировано ненавистью или деструктивностью. Можно привести многочисленные примеры игрового насилия, начиная с военных игрищ примитивных племен и кончая искусством борьбы на мечах в дзен-буддизме.

Конечно, когда мы утверждаем, что при игровом насилии не может иметь места воля к разрушению, то имеем в виду только идеальный тип подобных игрищ. На практике за четко установленными правилами игры зачастую можно обнаружить неосознанную агрессию и деструктивность. Но даже и в этом случае основной мотивацией является то, что человек демонстрирует свою ловкость, а не то, что он хочет что-то разрушить. Последняя сессия — сертификационная.

Философия Эриха Фромма

Мэй Ролло Р Фромм: Фромм прежде всего обращает внимание на психологическое одиночество современного человека, которое сопутствует свободе личности, появившейся в эпоху Возрождения[]. Особенно убедительно он пишет о взаимосвязи такого одиночества с изменением экономики общества. Очевидно, что ощущение одиночества — двоюродный брат тревоги. Если говорить точнее, чувство одиночества, когда оно превышает какой-то пороговый уровень, неизбежно порождает тревогу.

Поскольку люди развиваются в социальной среде, проблема, которую исследует Фромм, состоит в следующем:

«Концепцию человека» Фромм написал специально для этой партии, .. не достойный мыслящего человека религиозный страх перед Адом, «карой за.

Ваш отзыв о статье Э. Воля к жизни Как известно, нередко люди отказываются проходить медицинское обследование, хотя оно могло бы выявить на ранней стадии рак или другие опасные заболевания. Тем самым они лишают себя единственного шанса избежать тяжелой болезни или даже преждевременной смерти. Чем же объясняется столь неразумное поведение? Ведь большинство людей, по всей видимости, все же руководствуются в своих поступках здравым смыслом.

Собранные врачами примеры свидетельствует о том, что во многих сферах деятельности люди стараются сохранить свое здоровье, однако зачастую проявляя недостаточно твердости, когда речь идет об угрозе их жизни. Но прежде всего нужно признать, что подобное пренебрежение заботой о собственной жизни наблюдается не только в медицине. Иррациональное поведение представляется еще более удивительным, когда мы обнаруживаем его в таких сферах человеческой деятельности, как ядерное оружие и разрушение экологии.

Ни для кого не секрет, что варварское отношение к природе создает угрозу полного уничтожения не только отдельной страны, но и всей жизни на планете. Тем не менее люди ничего не делают для того, чтобы этого избежать. Не буду отрицать, что в обеих упомянутых областях предпринимались попытки изменить сложившееся положение, однако на фоне существующей ныне огромной опасности они были столь ничтожны, что их можно было бы сравнить со стремлением больного раком излечиться при помощи аспирина.

Объяснение неврозов Эриха Фромма

В религиозном, политическом или личном смысле понятие веры может иметь два совершенно различных значения в зависимости от того, используется ли она по принципу обладания или бытия. В первом случае вера — это обладание неким ответом, не нуждающимся ни в каких рациональных доказательствах. Этот ответ состоит из созданных другими людьми формулировок, которые человек приемлет в силу того, что он этим"другим" — как правило, бюрократии — подчиняется.

Его не удовлетворяет ответ, данный З. Фрейдом: страх кастрации. У Э. Фромма свой взгляд на этот счет, и он формулирует его в духе гуманистической.

Пока что нет времени на внимательное изучение трудов этого умного дядьки. Но то, что прочел, наводит меня на мысль, что с ним нам нужно держать ухо востро. Вот несколько фрагментов из его книги"Здоровье и общество", на мой взгляд показательных. В западном мире есть свобода выражать идеи, содержащие критику существующей системы. В советском мире критика и выражение идей, отличных от общепринятых, подавляются с помощью жестокого насилия.

Поэтому Запад несет в себе возможность мирного прогрессивного преобразования, тогда как в социалистическом мире таких возможностей почти не существует; в западном мире жизнь индивида свободна от страха тюремного заключения, пыток или смерти, тогда как в советском обществе этого должен бояться каждый человек, не ставший хорошо функционирующим автоматом. Фактически жизнь западного мира была и порой бывает столь же богатой и радостной, как это всегда было в человеческой истории; жизнь же в советской системе не может быть радостной, точно так же как она не может быть радостной там, где за дверью тебя подстерегает палач".

Эти системы создали условия для высшей степени отчуждения. Человека вынуждают почувствовать себя бессильным и незначительным, его приучают мысленно переносить все свои силы на вождя, государство,"отечество", которым он должен подчиняться и которых он должен обожать. Он бежит от свободы в новое идолопоклонство. Все достижения в развитии индивидуальности и разума начиная с конца средних веков и до 19в. Новые системы были построены на самой отъявленной лжи.

С.Н. Лазарев